Литературные новости


 

В уходящем году журнал «МОСКВА» опубликовал немало прозаических произведений большого формата, а также стихи, публицистику, рецензии на новые книги, статьи православной тематики. Всё это читатель найдёт на страницах издания, которое имеет ещё одно название – Журнал русской культуры.

Январский номер открывается новой повестью Юрия Полякова «Писатель без мандата». Если в своём предыдущем романе «Весёлая жизнь…» (2019, №№3-6) автор обращается к советскому прошлому, призывая читателя скорее следовать «туда, в золотую советскую осень 1983 года», то время действия нового произведения – девяностые. Это бурные годы в политической жизни страны. Избирательные кампании следуют одна за другой, а главный герой повести (Ю. Поляков) – активный их участник. Автор в ироническом стиле даёт честный анализ того, что происходило в стране всего лишь четверть века назад.

Роман Василия Ивановича Аксёнова (не путайте с автором «Московской саги») «Пламя, или Посещение одиннадцатое» представлен в первых двух номерах журнала. Он является продолжением ранее опубликованной книги «Десять посещений моей возлюбленной». Роман заставит вспомнить о самых простых и, вместе с тем, самых глубоких вещах: о том, что родина и родители – слова одного корня, а любовь – главное содержание всей жизни.

Частый гость на страницах журнала прозаик и кинодраматург Александр Сегень. Публикация его нового романа «Эолова Арфа» началась в февральском номере, а закончится в следующем, уже новом году. Писатель интересно и узнаваемо рассказывает историю советского кинематографа, начиная с 50-х годов XX века. Звучат имена известных актёров, режиссёров, сценаристов, операторов – всех, кто причастен к этому виду искусства. Это не документальное повествование, а роман о творческих успехах и жизненных удачах, о разочарованиях и поражениях и, конечно же, о любви.

Вторая книга романа «Немой набат» Анатолия Салуцкого напечатана в майском и июньском номерах «Москвы». Первая часть вышла в этом же журнале годом раньше (2019, №№7-9). События в романе происходят в наши дни, а действующие лица – номенклатурная и деловая элита, причастная к кремлёвской политической кухне. Есть здесь «плохие» и «хорошие» парни. Присутствует и детективная история, связанная с резидентом ЦРУ в Москве. И всё-таки, это роман с политической подоплёкой. Название «Немой набат» означает глухой ропот народного недовольства, который не слышит Кремль или не хочет слышать.

Сюжет романа Александра Аннина «Лезвия луж», опубликованный в осенних номерах журнала (№№8-10) таков: годами люди ходят на работу мимо самого обычного забора – длинного, высокого и глухого. Однажды двум старым друзьям приходит в голову поинтересоваться: а что же там, за этим таинственным забором? Совершенно случайно перед героями романа приоткрывается тайна, знать которую простому смертному не положено. С этого момента друзья вступают в конфликт с незримой силой. Выжить и не сойти с ума – вот их единственная задача.

В 1997 году в Болгарии скончалась актриса Елена Везенкова-Воденичарова. Разбирая архив своей матери, дети нашли её рукопись с надписью: «Моим детям, которые меня не знают». Записки были опубликованы. В России они появились только сейчас. «Москва» предлагает читателям познакомиться с биографической повестью Везенковой-Воденичаровой «Ляля, одна в целом мире» (№9). Это невыдуманная история о судьбе маленькой русской девочки, унесённой вихрем Гражданской войны в Болгарию. Увлекательный и трогательный рассказ заставляет задуматься о превратностях человеческой судьбы, о смысле эпохальных событий, произошедших в России в 1917, а в Болгарии в 1944 году.

Очерки Светланы Замлеловой на страницах журнала всегда жду с нетерпением. Она – яркий публицист, прозаик, главный редактор двух сетевых журналов, литературный критик и переводчик.

Статья «Точное попадание» (№10) – о травле известного советского писателя Всеволода Кочетова, организованного его же собратьями по перу, за роман «Чего же ты хочешь?».

Актуальная в наше время публикация о пропагандистских войнах «Политрук не лжёт» (№5) – о том, что связывает так называемый «план Далласа» и роман Анатолия Иванова «Вечный зов».

В этом году журнал посвящает немало страниц русским писателям. Это рассказы о творчестве Чехова, Паустовского, Шолохова, Бородина, Солженицына и Шаламова. Интересные и малоизвестные факты их биографий, переписка.

История Москвы и её окрестностей, жизнь известных людей, оставивших след в судьбе города – в рубрике «Московская тетрадь».

«Москва» – глубоко православный русский журнал. Его редакция уже давно ведёт рубрику «Домашняя церковь», открывая перед читателями сокровищницу духовно-культурных ценностей. Среди авторов публикаций священники и писатели, которые ведут разговор о православных традициях и праздниках, о том, как в чистоте сохранить свою душу.

В канун Нового года мы приглашаем всех желающих в центральную библиотеку имени Н. В. Колычева, чтобы взять для прочтения журналы «МОСКВА» и «НАШ СОВРЕМЕННИК».

Кирпань Л.Н., ведущий библиограф информационно-библиографического отдела центральной библиотеки имени Н. В. Колычева.