В нашей жизни трудно отыскать отрасль народного хозяйства, где алюминий или его сплавы не находили бы применения. С 1951 года в общегосударственную копилку серебристого или, как его называют за лёгкость, «крылатого» металла вносит свою лепту и Кандалакшский алюминиевый завод. 70 лет назад, 28 января, он был сдан в эксплуатацию - в электролизном цехе получили первый металл.
Начало
Необходимость сооружения алюминиевого завода в районе Кандалакши обосновали еще в плане ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации Советской России). Его составители, понимая значение Мурманской железной дороги как единственной транспортной магистрали в крае, предусматривали электрификацию линии в связи с этим строительством.
Летом 1933-го Кольский полуостров посетила делегация в составе И. Сталина, К. Ворошилова и С. Кирова. В 1938 году предпосылки для начала сооружения алюминиевого завода созрели окончательно. Постановление Совнаркома СССР о его строительстве приняли уже в июне следующего года.
Довоенный ход строительства регулярно освещали в областной («Полярная правда») и местной прессе. Газета «Кандалакшский коммунист» от 1 мая 1940 года называет точную дату начала работ: «Летом, 1939 года на строительстве алюминиевого завода появились первые рабочие. 2-го июня вместе с инженером строительства тов. Наумовым они знакомились с участком. В этот день были начаты работы, а когда прошло 11 месяцев, на болотистом месте появились первые сооружения, новые жилые дома. На стройке ключом забила жизнь».
Планы меняются
Завод возводили скоростными темпами. За два года сменилось три руководителя стройки: товарищ Онегов, товарищ Шейман, товарищ Бойков.
Но вносили неразбериху постоянная нехватка и текучка кадров. Большинству рабочих не хватало квалификации. Тем не менее стройка набирала силу. И тут в планы вмешалась война.
С началом Великой Отечественной строительство прекратилось. Тот, первый стройотряд, прибывший к подножию горы Лысой, 25 июля 1941-го перебросили на сооружение оборонительных укреплений на рубеже Верман. И лишь в 1949 году начались восстановительные работы, а затем - горячее и тревожное время подготовки к первой плавке.
Первая!
Каким он был, 28 января 1951 года - день получения первой продукции на заводе? На улице – мороз. Полусумрак даже днём. В цехах завода – тревожное ожидание; на лицах людей – понимание значимости происходящего.
Для пуска электролизов нужен жидкий электролит: для этого построили особую печь. Затем его залили в ванны. Дело шло не совсем гладко. Не хватало опыта, трудовых навыков. Некоторые электролизы «горели». Но постепенно всё входило в норму. Наконец получено сообщение: в одном из электролизёров «наработан» первый алюминий.
Чтобы посмотреть момент выливки, собралось много народу. Духовой оркестр играет торжественные мелодии. Старший литейщик В. А. Белозерцев рассказывает: «Подключаю ковш к вакум-линии. Через насколько минут показалась раскалённая струя первого кандалакшского алюминия. Все бросились поздравлять друг друга. Затем ковш повезли из электролизного корпуса в литейное отделение. Началась разливка на конвейере. Через несколько минут готовые чушки со стуком стали падать на пол. Виталий Кузнецов, Пётр Фадеев ловко подхватывали их и складывали в аккуратный штабель».
Так началась работа КАЗа – первого алюминиевого завода Советского Заполярья. Обычный неприметный день 28 января 1951 года стал точкой отсчёта истории значимого для страны предприятия.
О трудностях и успехах пути, пройденного коллективом кандалакшских металлургов, вы можете узнать из книг краеведческого сектора центральной библиотеки имени Н. В. Колычева.
Материал подготовила О.А. Голбан, ведущий библиотекарь краеведческого сектора центральной библиотеки имени Н. В. Колычева