Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Путешествие в прошлое


 

Алакуртти – населённый пункт (село) и железнодорожная станция, расположенные на юго-западе Кольского полуострова, в долине, окаймлённой высокими сопками, по берегу реки Тунтсайоки и около озера Кутуярви и Ахкиоярви, в 115 км от Кандалакши, в 70 км от пропускного пункта Салла, что на границе с Финляндией.


Алакуртти – старинное поселение финских саамов. История села уходит вглубь веков.

В переводе с финского языка "ала" – низина, "куртти" – значит шероховатый, морщинистый. Алакуртти оправдывает своё название: оно расположено в низине, окаймлённой высокими сопками, оберегающими её от суровых зимних ветров и создающими особый микроклимат, который издавна позволял вести хозяйственную деятельность первым жителям поселения. Реки и озёра этой местности обильны рыбой, вокруг располагаются богатые лесные массивы.

Существует и другой вариант происхождения названия. По данным финского исследователя, уроженца этих мест Пааво Хаутала, название Алакуртти происходит от местности, где в первой половине XVII в. поселился со своей семьёй землевладелец Генрих Куртти. Его потомки жили вдоль правого берега реки Тунсайоки, недалеко от озера Ахкиоярви и, соответственно, районы их расселения назывались Юли-куртти (Верхнее Куртти) и Алакуртти (Нижнее Куртти).

До 1940 года эта местность принадлежала Финляндии, одной из самых крупных в губернии Ланни общин – Салле. Население в большинстве своём занималось сельским хозяйством (около 80%) и рыбной ловлей. Хорошие урожаи полностью обеспечивали данную местность сельхозпродуктами. В среднем каждая семья имела 20-30 коров, до 20 лошадей, 20-30 овец и 60-70 оленей, что позволяло быть практически независимой от капризных условий Заполярья. Кроме того, здесь в небольших объёмах проводились лесозаготовительные работы.

До 1939 года здесь проживало 550-570 человек, в большей части отдельными хуторами. Основные места поселений располагались по берегу реки Тунсайоки и около озёр Кутуярви и Ахкиоярви.

В 1939 году Советский Союз объявил войну Финляндии. 30 ноября в 11 часов утра финны подожгли Алакуртти и ближние хутора – для того, чтобы советским войскам негде было остановиться на отдых и ночлег. Жители были эвакуированы в район Салла. Утром 1 декабря советские войска без боя вошли в деревню. Командиров и красноармейцев молчаливо встретили лишь обгоревшие печные трубы.

12 марта 1940 года был подписан мирный договор с Финляндией, в результате которого село Алакуртти перешло к СССР, а государственная граница отодвинулась к западу до Куолаярви.

В 1939-1940 гг. от Кандалакша до границы с Финляндией была построена железнодорожная линия протяжённостью около 90 км. Появилась необходимость продолжить её до новой государственной границы. Именно это решение обусловило появление рядом с Алакуртти исправительно-трудового лагеря, известного под названием «ИТЛ Строительства № 105», а также его Управления в самом посёлке. ИТЛ функционировал с января 1940 года по январь 1941-го Заключённые, число которых достигало 58200 человек, построили железнодорожную ветку Ручьи Карельские –  Алакуртти – Куоярви. Летом 1940 года специальная комиссия, в состав которой входил начальник Кировской железной дороги П.Н. Гарцуев, приняла эту железнодорожную ветку. По просьбе командующего 14 армией В.А. Фролова впоследствии было построено более 30 км грунтовых дорог-подъездов к станциям. Всё это позднее очень пригодилось.

В районе станции Алакуртти тогда дислоцировались некоторые дивизионные части и один стрелковый полк. Два стрелковых полка, артполк, разведывательный батальон и саперный батальон 122 дивизии были выдвинуты к самой границе.

Дивизии были отданы все свободные постройки в районах Куолаярви, Кайралы и Алакуртти, намечалось строительство деревянных служебных помещений, ремонт бараков и передача их войскам. У самой границы планировалось строительство оборонительных сооружений. Поезда по новой ветке уже ходили, доставляли до станций Куолаярви и Алакуртти грузы для 122 дивизии.

В 1941 году недалеко от Алакуртти работала геологическая партия, были обнаружены залежи слюды.

Совет, находившийся в селе, подчинялся тогда Кестеньгскому райисполкому, и управлять им из Кестеньги было очень трудно. Чтобы попасть в Алакуртти, надо было проехать 60 километров на машине, потом 270 – по железной дороге. В то же время работали специалисты лесного хозяйства, определяя запасы леса, а с осени 1941-го наметились лесозаготовки. Но этому помешала война.

1 июля 1941 года началось наступление немецких и финских войск на Кандалакшском направлении. Тяжёлые бои на подступах к Кандалакше длились всё лето. Первый и главный удар немцы нанесли в районе Куолаярви, где занимали оборону 101 пограничный отряд полковника Жукова и 122 стрелковая дивизия генерал-майора Шевченко, а чуть позже на участок территории между Кайралами и Апаярви была выдвинута 104 стрелковая дивизия генерал-майора Морозова. Шесть дней вблизи границы шли кровопролитные бои. Немцы подожгли лесные массивы, чтобы заставить советские войска отступить.

В Кандалакшских лесах немцам удалось продвинуться на 85 километров. Но на рубеже «Верман» немецко-фашистские войска были остановлены. Три года продолжались бои местного значения.

В сентябре 44-го началась наступательная операция войск 19-й армии, а 14 сентября село Алакуртти было освобождено.

В 1940 году Алакуртти ещё относилось к Карело-финской республике, а после окончания войны стало частью Карелии.

24 февраля 1953 года территория Алакурттинского сельсовета (с центром в с. Алакуртти) была передана из Кестеньгского района Карело-Финской ССР Кандалакшскому району.

На 1950-1960-е гг. пришлось интенсивное развитие села. Велись заготовки леса. Был построен гарнизонный дом офицеров (ГДО), госпиталь, банно-прачечный комбинат. Открылась средняя школа, разместившаяся в трёхэтажном здании.

В 1971 году Мурманской экспедицией СЗТГУ при проведении поисковых работ на медно-никелевых рудах, в 40 км от села, было открыто новое месторождение. Оно было названо Майским.

В 80-х годах началось строительство пятиэтажных домов. В 1988-м школа разместилась в новом здании, построенном на берегу реки. С октября 1997 года была введена в строй асфальтированная дорога Кандалакша – Алакуртти.

Алакуртти долгое время было тихим приграничным селом, о котором знали немногие. Сейчас это слово на устах не только в Мурманской области, но также в Финляндии, Швеции, Норвегии. Эти страны проявляют всё больший интерес к селу. Отсюда пролегает самый короткий путь к железной дороге Санкт-Петербург – Мурманск, а значит, и в центр России. В связи с этим в 2002 году был открыт контрольно-пропускной пункт на границе с Финляндией. До границы тянется автомобильная дорога с песчано-гравийным покрытием и уложенным на него слоем щебня мелкой фракции. С октября 1997 года введена в строй асфальтированная дорога Кандалакша – Алакуртти.

Толчок в быстром развитии село получило от Германии, откуда были выведены российские войска. Именно эта страна выделила средства на строительство жилого городка и размещения в нём определенного контингента вооружённых сил России. При участии немецкой фирмы «Зюблин», финского акционерного общества «Пуолиматка», ЦВС в 1993-1994 гг. был построен и сдан в эксплуатацию жилой городок на 600 квартир с полным инженерным обеспечением, школа, пекарня, магазины, кафе, столовая, поликлиника, узел связи с АТС, банно-прачечный комбинат, банк, котельная с использованием мазута.

Побратимы с. Алакуртти: Илима и Пелкосенниеми (Финляндия), Дpаунгаp (Исландия).
____________________________________________________________________________
Источники:
Закон Мурманской области от 29.12.2004 N 582-01-ЗМО // Мурм.
Административно-территориальное деление Мурманской области.
Географический словарь Мурманской области
КЭ т.1.
___________________________________________________________________________
Материал подготовлен специалистами

центральной библиотеки имени Н.В. Колычева.

  • 11
  • 2016_2016_