Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Путешествие в прошлое


 

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ:
ВЕЛИКИЙ ОСТРОВ

Населённый пункт Великий остров, располагавшийся на Великом острове, территориально относился к юго-западном берегу Кандалакшского залива.

Селение существовало с 1930-х по 1954 гг. До 1938 года Великий остров входил в состав Карельской ССР, а затем стал частью Княжегубского сельсовета. 2 февраля 1950 года, когда был восстановлен Конец-Ковдозерский сельсовет, Великий Остров сделали административным центром сельсовета.

Остров покрыт лесом, но его гранитные берега растительности лишены. Средняя и северная части острова холмисты. На юго-востоке остров оканчивается скалистым мысом Корожным. В центре острова находятся озёра Кумяжьи. Остров отделяют от материка пролив Великая Салма (ширина 3 км) и губа Бабье Море. На материке, напротив острова, расположена Беломорская биологическая станция МГУ.

В начале XX века на острове существовала старообрядческая пустынь…
"Интересно отметить на острове Великом прежние скитские строения. Местные жители, тот же Вакулин В.В. другие помнят, как ещё в детстве ходили на озеро Кумяжье М. к старцу Андрею на поклонение, келья которого находилась на красивом высоком берегу озера. Здесь служили молебны приезжие из Мурманска и Архангельска попы, освящая воду озера. Тёплое чистое озеро являлось купелью и исцелителем всех духовных и телесных страданий. Оно и до сих пор у многих старых жителей зовется священным. Старец Андрей провёл здесь всю свою старость. После смерти прах его был похоронен в той же келье. Позднее по большим праздникам съезжались богомольцы. Часовня лет сорок тому назад обновлялась и ныне это маленькое своеобразное убежище выглядит свежим и крепким. Оно примерно в 2,5 м ширины, 3,5 м длины, 2 м высоты, с маленьким отверстием вроде окна 10х15 см и низкой дверцей. Прах старца перенесен".

(Источник: «Летопись природы» Кандалакшского заповедника. Кн. 1. 1939-1947 гг.
Научный архив Кандалакшского гос. природного заповедника.
В.М. Модестов. Полевой дневник. Запись от 13 сентября 1939 г.)

"Поздно вечером достигли Белой губы – живописного местечка, где стоит скит-часовня и старый, развалившийся посёлок монахов... Часовня хорошо сохранилась: чисто, иконы и лампады целы, сохранились даже собранные деньги на них. Позади часовни. в лесу –  городок. 6-8 домиков, старых, гнилых, развалившихся, топившихся прежде "по-чёрному". В них жили старцы – старики и старухи местных деревень. Последняя старуха умерла несколько лет назад, сидя в келье за столом: ей перестали приносить пищу и дрова приезжающие сюда крестьяне. Эти брошенные кельи навевают какую-то особую грусть. Вечером даже жутко в этом городке..."

(Источник: Научный архив Кандалакшского гос. природного заповедника.
В.М. Модестов. Полевой дневник. Запись от 17 сентября 1940 г).

"Утром пошли в лес, на озеро, к избушке отшельника. Избушка расположена на левом его берегу, сырая, чёрная. Около крест с надписью, кругом лес. Очень красивое место. (Всё это же Лебединое озеро!) Над низкой дверью – крест. Внутри, на полу – гроб, в котором лежит материя с вышитым крестом. Там ребята нашли маленькую иконку, пробку и.. дамскую(?) пуговицу. Говорят, что невдалеке есть дерево, где описана жизнь отшельника, жившего и умершего на Великом. Сюда до самых последних лет стекалось много богомольцев из Ковды, Умбы, Чёрной речки и других мест. Они приносили жертвования.
Вода в ручейке, вытекающем из-под хижины, считалась святой. Местный сторожил Ив. Семёнович рассказал, что кусты кругом избушки были увешаны ручниками, одеждой, приносимыми в дар. Используя это обстоятельство, священник Ковдского прихода выстроил в Белой губе часовню (1908 г.), куда и приезжали богомольцы с дарами. Было много пожертвований, но на них так ничего и не построили...

На полочке избушки стоит ряд икон, грубо очень выполненных, отсыревших, как и вся избушка. Свечи сохранились до сих пор, да и масло в лампадах горит. Избушка очень занятная. Невольно представляешь себе глубокого седого старца, стоящего на берегу этого чудесного озера около своей почерневшей кельи...

На часовне в Белой губе карандашом написано следующее: "Сiя часовня во имя пророка Илiи съ благословенiя Епископа Jоанникiя построена и освящена 30-го сентября 1908 года Благочиннымъ Священникомъ Ковдского Прихода Евлагiемъ Шангинымъ при участии Псаломщика Николая Трофимова и церковного старосты Ивана Никитича Прокопьева и богомольцев: Парасковьи Климентьевой, Ульянiи Никифоровой, Матроны Ильиной и Евфинiи Афанасьевой".

(Источник: Научный архив Кандалакшского гос. природного заповедника)

Совсем небольшое упоминание старца есть в воспоминаниях М.Е. Виноградова, впервые попавшего на остров Великий в 1948 г.: "А раньше на Великом отшельники жили. Была там келья отшельника. Внутри гроб с камнями, и он спал в гробу на камнях. А потом, когда там сделали концлагерь, то он как-то растворился… в контингенте".

На территории острова гнездятся птицы. Остров является частью Кандалакшского заповедника, поэтому на острове и прилегающей к нему 500-метровой зоне запрещены плавание судов, высадка людей на остров и охота.
________________________________________________________________________
Источники:
Административно-территориальное деление Мурманской
КЭ т. 1
«Летопись природы» Кандалакшского заповедника. Кн. 1. 1939-1947 гг.
Научный архив Кандалакшского гос. природного заповедника.
В.М. Модестов. Полевой дневник. Запись от 17 сентября 1940 г.
https://alexandragor.livejournal.com/
___________________________________________________________________________
Материал подготовлен специалистами

центральной библиотеки имени Н.В. Колычева.

 

  • 11
  • 33