Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Литературные новости


 

«Какова она, перестроечная деревня? Многие и не знают. А некоторые, наверное, думают, что она умерла. Но нет, жива». Так написано в аннотации к книге Натальи Мелёхиной «Железные люди», вышедшей в московском издательстве «Эксмо» два года назад. Это сборник рассказов о русской северной деревне, которые в разное время публиковались в литературно-художественных журналах «Октябрь», «Дружба народов», «Север», «Сибирские огни», в альманахе «Охотничьи просторы». Удивительно то, что современный молодой автор обратился к, казалось бы, такой несовременной теме. Кто сейчас читает про деревню?

Расцвет деревенской прозы пришёлся на 60-е – 80-е годы прошлого века. Громко звучали имена таких писателей, как Федор Абрамов, Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Владимир Солоухин. В постперестроечное время интерес к этой теме постепенно угасал. Сейчас вновь появляется замечательная деревенская проза.

Есть достойные преемники у великих писателей-деревенщиков. Среди них вологодский прозаик, журналист, критик, рок-музыкант Наталья Мелёхина – лауреат многих всероссийских и международных литературных конкурсов. Её дебют состоялся в 2011 году (рассказ «Последнее лето»). Тема сельской жизни не случайна в творчестве писателя. Наталья сама родом из деревни, никогда не покидала родные края – она пишет о людях, которых знает и любит.

В цикле миниатюр «Дорогие вещи» («Октябрь» № 7, 2014) Наталья Мелехина рассказывает о друзьях детства: «Друзей моего детства не встретишь ни на «Одноклассниках», ни «ВКонтакте». Друзья моего детства – это девять старушек и три старика из отдалённой маленькой деревушки, где я выросла. Кроме меня, детей в деревне больше не было, так что я была внучкой пусть не полка и не взвода, а, скажем, отделения пенсионеров».

В большинстве рассказов автор использует невыдуманные истории, которые происходили с её родственниками или односельчанами. Такова семейная легенда о маленькой собачке Пуньке, любимице родителей, которой во время сенокоса отрезало косой лапки («Сердце без лапок»).

Есть у Мелёхиной рассказы о любви, о молодёжи, о деревенском детстве. Есть и об уходящей деревне, где брошенные избы напоминают покинутых стариков. «Опустится над вологодской землей ночь. Прикрытые простыней неба, будут стоять в деревнях брошенные избы. Мерзнуть им зимой, мокнуть им осенью, в напрасной надежде поджидать хозяев весной и летом. Во тьме никто не зажжёт им света ни от свечи, ни от электрической лампы, ни от огня русской печки. И ноют-скрипят на погоду старые матицы, и болят внутренности изб…» («Яша и Маша»).

Пожалуй, самый пронзительный рассказ Мелёхиной – «Концерт по заявкам сельчан» («Дружба народов» № 1, 2015). Судьба свела в безлюдной зимней деревне двух одиноких людей: молодого мужика Вадима, которому чеченская война перекроила жизнь и отравила душу, и деревенского дурачка Женю, убегающего из интерната в поисках своей родной избы, которой и нет давно. Это рассказ об утрате истинно русских деревень, об утрате доброты и милосердия в сердцах современных людей.

О трагедии российской жизни Наталья Мелёхина рассказывает без надрыва, легко, выразительно, иронично. Добрая, трогательная проза - как глоток свежего воздуха. Читаешь и не можешь начитаться.

  • 11

Кирпань Л.Н., ведущий библиограф информационно-библиографического отдела центральной библиотеки имени Н. В. Колычева.