Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Краеведение


 

Свадебный уклад на поморский лад

Издревле поморская свадьба была яркой, зрелищной, проходила торжественно и сопровождалась множеством обрядов и заклинаний.
Свадьба – сложный комплекс обрядовых действий, объединённых одной темой: сватовство, сговор, девичник, приход жениха со своим поездом, венец и «приводный стол», к которому специально приглашались «песельницы».

Одним из важных этапов предсвадебного обряда были хороводные игры, своего рода смотрины. Именно в них девушка могла и себя показать, и на других посмотреть. Именно от того, насколько удачен хоровод или не удачен, решалось, быть в этом году девушке невестой или не быть, созрела она для замужества или нет.

Общераспространённым в Поморье, как, впрочем, и везде, было желание девушки выйти замуж за парня из своей деревни (села) или из ближайшей. «Хоть за ботажок – да на свой бережок». Но характерным для Поморья является и то, что родители при выборе невесты руководствовались по существу тем же принципом, не принимая во внимание известное мнение, что «ближняя невеста – ворона, а дальняя – соколёна».

Часть 1: Сватовство

Переговоры двух семей о возможном вступлении в брак сына – с одной стороны и дочери – с другой называлось сватовством.

1. Вечером, в назначенный час, в дом невесты приходили сваты и приводили с собой жениха. Они являлись от одного до трёх раз с особыми атрибутами одежды (пояс, рукавицы), останавливали их под матицей или под воронцом (обычные для данной традиции прямые иносказательные формулы сватовства с отказом от приглашения войти в избу).

2. В рукобитии участвовали в основном представители мужчин с обеих сторон, но позже, в 20 веке, по рукам били жених с невестой. Последовательность действий была постоянной: сначала сваты спрашивали «как дела?», на что следовал ответ родителей: «Согласны дочь свою отдать».
– Ну, так ударим по рукам, – заключали сваты.

3. Непременным действием рукобития было освещение: глава семьи мыл руки, зажигал приготовленные перед образами свечи, а затем ударял по рукам с женихом и со сватами.

4. Заплачка. Невеста, находившаяся в другой комнате, начинала голосить, как только слышала рукобитие:
…Молись да не промаливай
Ты меня-то красну девушку,…
Во чужи-то да люди добрые.
Люди добрые да незнакомые,
Ко чужому да свекру-батюшке,
Ко чужой да свекрови – матушке…

5. Сговор и пропой. Жених и его родня садились за стол, пили, ели, уговаривались с родителями невесты о приданом. Эти «уговоры» часто были условны, так как в Поморье женихи ничего не требовали в качестве задатка, рассчитывая на себя, на своё умение трудиться. После сговора о дне свадьбы жених уезжал вместе со своей роднёй, а невеста – согласна ли была выходить замуж или нет – не имела право нарушать традиционный порядок: «нать было реветь». И она голосила:

Ты, родимый мой батюшко,
Осердился да озлобился,
Отдаешь дитя кручинное
На чужу, на дальнюю сторону,
На злодейку незнакомую.
Разве была тебе не трудница, не работница,
Рассейщица да развейщица?
После моего – то после бываньица
У родительского тепла вита гнездышка
Разрастут сады виноградные,
Расцветут сады лазурьевы.

Этот плач-причит и подобные ему были необычайно трогательные, вызывали сочувствие к невесте, которую ожидала на чужой стороне тяжёлая доля.

Часть 2: Довеньчание

Невеста с подругами дошивала своё приданое и готовила дары будущей родне, на девишнике молодёжь пела, танцевала, угощалась сладостями, орехами.

Предсвадебные обряды заключались прощанием невесты с подругами: девушка расставалась с волей, невесту отдавали под власть мужчины.
Хождение будущей жены в баню сопровождалось причитанием и плачем. По дороге расстилали сукно или другую материю, перед невестой мели дорогу веником. Девушка была одета нарядно, в шубе, в перевязке, на руках у неё висели вышитые полотенца. После мытья начинались причитания около бани. Девушка в этих песнях сравнивалась с берёзкой, которую ветер безжалостно качает, с жемчужиной, что из родного дома катится на чужую на сторонушку от родимой матушки.

Часть 3: Свадьба

Кульминационным актом свадебного обряда был день свадьбы. После венца в трапезной церкви старшие родственницы снимали с невесты почелок, расплетали косу, закручивали волосы в две пряди и закрывали их повойником. Затем свадебный поезд отправлялся к дому родителей мужа, где и должна была жить новая семья.

Во многих беломорских селениях молодых при входе в дом не осыпали зерном и хмелем, встречали хлебом, солью, иконой. Новобрачных благословляли, ставя на овчину или на другую материю, где давали им кусать хлеб.

Начинался свадебный пир – большой обед, общий стол. Обязательный акт свадебного пира – вывод и открывание молодицы. Это совершал отец жениха: держа в руках специальный пирог или хлебец, он приподнимал пирогом конец платка, которым была покрыта молодица, потом захватывал его и трижды обводил вокруг голов молодых.

Дары раздавались молодицей в середине или в конце свадебного пира, после чего она ходила с чаркой, поднося её по очереди участникам свадьбы со стороны мужа и его родственникам. Те, выпив чарку, клали на поднос деньги. «Бывает, столько накладут, что всю свадьбу окупает».

Свадебный пир завершался уводом молодых спать – на небольшой срок (десять–тридцать минут) или на ночь. В любом из этих случаев молодые всё равно не возвращались за общий стол, а садились за еду в другом помещении.

Увод новобрачных спать сопровождался хохотом, шутками, наставлениями. У кровати часто подпиливали ножки, молодожёнов заваливали одеялами, шубами, тряпьём и т.д.

Послебрачная группа утренних обрядов начиналась непременным бужением молодых. Это делала родственница молодицы, преподнося блины от тещи. Подруги и дружки старались отнять кушанье, а молодой их одаривал.

Завершительный этап свадебного ритуала – сбор родни с обеих сторон на «хлебинах» или «горячих» в доме родителей молодой. Блины здесь были центральным угощением. Молодой сообщал о «качестве» молодицы, а тёща обносила гостей чаркой.

Хотя свадьба как многоактовое действо сложилась в Беломорье в древности, но в её игре не было единства. В одних поселениях веселье завершалось «обряжением дома» рукоделием невесты (проверялось её умение «строить новый дом»), в других – прощанием: молодые обходили всех присутствующих с подносом и угощали их вином.

Поморская свадьба, включавшая в себя ряд игровых картин, была необычайно интересной, торжественной.

***
Материал подготовила Голбан О.А., ведущий библиотекарь краеведческого сектора отдела обслуживания центральной библиотеки имени Н.В. Колычева

***
Источник фото: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0

***
Список литературы:
1. Серия народы и культуры: Русские. – Москва «Наука», 1999г. под ред. В. А. Александрова.
2. К. Гемп «Сказ о Беломорье», Ленинград, 1982.
3. Т. А. Бернштам «Русская народная культура поморья в 19начале 20 веков», Ленинград, «Наука», 1983.
4. Л. Пантелеева, Э. Лявданский «Храни огонь родного очага», МГПИ, 1994.
5. Меркурьев И. С. «Живая речь кольских поморов», Мурманск, 1979

  • pomsv221pomsv221
  • pomsv222pomsv222