Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Краеведение


 

Поморские кресты являются уникальным памятником русской культуры на Севере: кресты на кладбищах, одиночные кресты в деревнях и за околицей, у церквей и на излучинах рек, кресты-часовни.

Деревянные кресты, также как церковь, часовня, изба, икона, всегда сопутствовали жизни русского и северного человека.

Традиция ставить кресты возникла на Руси ещё ранее её Крещения, в 988 году. По преданию один из первых поклонных крестов был поставлен равноапостольной княгиней Ольгой на Киевских горах. Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов.

Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости, что свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства. Особую значимость кресты, получившие наименование поклонных, поминальных, обетных, приобрели в культуре мореходов-поморов на Русском Севере. У Поклонного креста молились и благословлялись на тяжкий труд, у Поминального совершали заупокойную литию о погибших товарищах, Обетный ставили в благодарность или с просьбой к Богу о чём-то очень важном. Установка креста всегда было особым событием в жизни поморов.

Большое количество крестов в XVIII–XIX вв. стояло на берегах Груманта (Шпицбергена).

Приметные (маячные) кресты

Маячные кресты служили ориентиром для мореплавателей, поэтому могли достигать высоты до 14 м. Они ставились на приметных местах: горах, холмах или на берегах рек и морей. Как правило, такие кресты были сориентированы по сторонам света: верхний конец наклонной перекладины указывал строго на север. Сведения о приметных крестах содержались в лоциях, которыми пользовались мореходы. Например, в поморской лоции XVIII века отмечалось: «Святой Нос, на коем много крестов», «В реке Коле, на левой руке на наволоке крест».

Поклонные кресты

А кресты поклонные ставили на месте разрушенных церквей и часовен. Их размещали обычно на месте бывшего престола церкви, почитающегося как святое место. К этим крестам шли верующие, чтобы помолиться и воздать дань памяти разрушенным храмам.

Обетные (памятные, благодарственные) кресты

Обетные кресты устанавливались по обету (овету, обещанию) в качестве благодарности Всевышнему о каком-либо памятном событии: за спасение жизни, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т.п.

Охранительные кресты

Ещё были охранительные кресты. Они предназначались для охраны людей от болезней, разбойников и нечисти и т.д., ставились они при въезде в города, деревни, на огородах, в местах промыслов. Часто такой крест венчала небольшая двускатная «крыша» («голубец»).

Придорожные кресты

Кресты придорожного типа устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) крупных сельскохозяйственных угодий.

Поминальные кресты

В месте погребения человека или на месте его гибели ставили поминальные кресты. Интересно, что такие кресты при установке ориентировали по сторонам света: плоская часть обращалась на восток. Часто на поминальных крестах помещали имя того, о чьём упокоении просили помолиться поставившие крест.

Для помора жизнь была полна ситуаций, проверяющих его на прочность. Тут и тяжелое штормование в открытом море, и крушение судна при попытке подойти к берегу, или столь частые трагические события на зверином промысле. «Промысел наш рисковой, страшной, – так рассказывал в 1896 году о своих односельчанах, оказавшихся на отколовшейся льдине при «наледном» промысле зверя, Николай Заварнин, коренной варзужанин, – тут уж не до зверя, кричим: «Братцы, назад!» – а те слов не разбирают… Мы стали лодку ладить, торопимся, а ветер как вдруг грянет нам в лицо, да со снегом, с градом… Все вокруг потемнело, взводни горой встали… Слышно, кричат со льдины, а уж и не видать ничего. Пропали в темноте. Потом уж рассказывали промышленники мезенские, что видели льдину с тремя людьми против Канина носа, да подойти никак не сумели из-за погоды… Так и пропали страдальцы». Именно напротив таких трагических мест поморы и ставили памятные кресты на берегу.

Кресты – заместители церквей, храмов и часовен

Некоторые кресты устанавливались на месте разрушенных (сгоревших) храмов и часовен, чтобы дать возможность верующим людям воздать молитву в святом месте. Крест воздвигали в том месте, в котором когда-то стоял престол. Или, наоборот — на месте, на котором закладывают камень в основание будущего храма.
Часто поморские кресты выполняли несколько функций. Например, навигационную (приметные), охранительную (устанавливались на месте промысловых участков), обетную (памятную).

Промысловые кресты

поставленные в местах промысла и на тонях кресты стали именовать промысловыми. (Записано от Заборщиковой Е.Н. 1910 г.р.: «В селе Варзуга «По реке нашей раньше ракушки доставали. Если хорошая попадёт жемчужина – кто как заветит. Ответ выполняли. Ответы скажут: «Может, попадёт скатная, бочечка». «Скатная» – катается; «бочечка» – не катается, но тоже хороша; «плашка» – на месте стоит. Бывает и не одну задумают, а две или три, и вот по завету кресты ставили. Там не один крест стоял, около десятка было».)

Наиболее распространенной формой северного креста являлся восьмиконечный: вертикальный основной брус пересекали три перекладины: две горизонтальные и одна наклонная. Основание креста – восьмой конец, который заключался в сруб, обкладываемый камнями изнутри и снаружи. При этом каменная засыпка символизировала Голгофу. Горизонтальные и косая перекладины, атрибуты креста, несли функцию орудия казни: на нижнюю распятый опирался ногами, на среднюю простирались руки, а над головой казнимого находилась дощечка с его именем.

Особый случай для постановки креста – если надо попросить у Господа погоды, когда вдруг надолго заштормило, или, наоборот, море совсем «заштилело».

Труд поморов, промысел, являясь богоугодным делом, должен был быть освящён. Вот почему промысловой деятельности наших предков везде сопутствовал важнейший символ христианства – крест.

Материал подготовила Голбан О.А., ведущий библиотекарь краеведческого сектора отдела обслуживания центральной библиотеки имени Н.В. Колычева, по материалам книги:

Окороков А.В., Боярский П.В. Навигационные знаки русского севера: кресты, маяки, гурии. – М: Институт наследия, 2022.
Картинки – из источников Интернета

  • pomkr231pomkr231
  • pomkr232pomkr232
  • pomkr233pomkr233
  • pomkr234pomkr234