Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Новости


 

В нашей семье уже четыре поколения знают, что несёт война. Память о солдатах Великой Победы для нас, младшего поколения бывшей большой семьи Прониных (а в ней сейчас трое детей, трое внуков и семеро правнуков) - святое. Ведь солдатом на ней был наш отец, дедушка, прадедушка – Пронин Иван Кузьмич.

История Великой Отечественной войны писалась и им, рядовым автобата. Дедушка воевал все четыре года – «проколесил» на полуторке по дорогам войны военным шофёром. И его воспоминания, сохранившиеся в памяти нашей семьи, живы и сегодня. Они стали для нас семейной легендой. Храним мы и историю о самом страшном дне – начале Великой Отечественной войны.
Вот как она началась для него…

Было летнее июльское утро, вернее ночь, не было ещё четырёх часов утра. Рядовой Пронин вёз командира в штаб полка. Машина двигалась по просёлочной дороге в сторону реки, офицер дремал, ничего не предвещало беды. Вдали от берега старший по званию попросил остановить машину, взял пакет с документами и приказал дожидаться его на лесной дороге, а сам отправился к речной переправе, чтоб добраться до штаба. Красноармеец занялся обследованием машины, сбегал с ведром за водой, чтобы залить её в мотор. Подготовил машину к обратному пути, закурил. Время шло, но командир не возвращался. Вскоре на другом берегу послышались какие-то раскаты, похожие на гром, но они всё усиливались, стали слышны взрывы. Молодой боец понял: что-то случилось. Проехал вперёд к переправе, но там увидел только воронки (которые всю жизнь потом всплывали перед его глазами), а на другой стороне всё было объято пламенем: пылал штаб, у кромки берега лежали убитые, разбитым оказался и паром, на котором люди переправлялись на другой берег. По реке плыли деревянные доски, головные уборы, чей-то чемодан. Подбежав ближе к воде, невдалеке увидел единственную лодку с оставшимися в живых солдатами, которая отчаливала от берега. Над головой пронёсся самолёт, который разбомбил его машину. На лодке закричали, чтоб скорей прыгал на борт. Отец боялся воды, так как не умел плавать, но, преодолев страх, запрыгнул, ухватившись за протянутые руки солдат, в уже отчаливающую лодку. Больше живых вокруг видно не было. А в противоположную сторону от берега удаляющейся точкой уходил к границе незнакомый по силуэту самолёт. Вот тогда и понял рядовой: случилось страшное – началась война. Необходимо было вернуться в часть.

Что же чувствовал он в эти минуты? Страх? Растерянность? Злость на тех, кто принёс на нашу землю горе. В эти минуты понял, что теперь он долго не сможет вернуться к родным, увидеть мать и сестёр. Через свист пуль, взрывы, огонь, смерть невинных людей и гибель командира прошёл он уже в первый день начала боевых действий. Не знал и не предполагал красноармеец Пронин, что ему придётся пройти дорогами войны долгих четыре года.

Дорога эта была длинной: от Белой Церкви до Австрии «проколесил» наш ветеран на полуторке. Именно оттуда в товарных вагонах со своими однополчанами возвращались победители на Родину (на одной из фотографий отца мы видели товарный состав, у которого сфотографировался папа со своим сослуживцем). На войне он был контужен, а в одном из боёв получил осколочное ранение в бедро – осколок снаряда носил всю дальнейшую жизнь в своём теле и умер в 1996 году в возрасте 77 лет. Но ни он, ни мы не знали многие годы, что именно осколок через 52 года закроет кровеносную артерию, и на операционном столе, потеряв много крови, перестанет биться сердце солдата. Эта «железка» была «памятью» тех грозных лет. А ему так хотелось жить, он всегда говорил: «Сердце ещё в норме, лет десять проживу!». Если бы «не память» о войне – кусок металла!
Военная судьба закалила его. Сколько бессонных ночей, холодных зимних вечеров, ненастных дней провёл он за рулём своей машины. Иногда осколки снарядов обрушивались на капот «полуторки», изрешечёнными были борта и дверцы, разбиты стёкла. Приходилось военному шофёру в минуты затишья заниматься ремонтом, лежать и в грязи, меняя колёса, в мороз и под дождём готовить машину. Разное видел он за грозные годы: понтонные переправы через реки, и смерть однополчан, и яркие пожарища от взрывов, и салют в небе над освобождёнными городами. Часто перед глазами стояла страшная картина (свидетелем которой он стал в военном Будапеште) врезавшегося в жилой дом вражеского самолёта.

Через все испытания прошёл наш солдат, крепкая вера в победу и встречу с родными помогли ему выжить на той страшной войне. А ещё папа признавался, что песня, откровенный и дружеский разговор с однополчанами, которые делились своими новостями, полученными в письмах из дома, помогали выживать.

Наверное, только став взрослыми, мы стали понимать, почему каждый год, 9 мая, мы видели слёзы в глазах отца.

Память в нашей семье – дело святое. Она не должна прерываться… Ведь в ней судьба близкого и дорогого мне человека, Пронина Ивана Кузьмича, отца, деда и прадеда, ветерана Великой Отечественной войны, рядового Великой Победы.

  • pivk201pivk201
  • pivk202pivk202
  • pivk203pivk203
  • pivk204pivk204

Васюкова Людмила Ивановна